Художник-каллиграф, графический дизайнер, преподаватель каллиграфии, член Национального союза каллиграфов
Мне кажется, что наиболее важное в занятии с ребятами — это увлечь их. Часто приходят дети, которых заставляют родители. Тут-то и встаёт перед педагогом задача это исправить, чтобы «нехочухи» сами захотели посещать уроки, и захотели улучшить своё письмо; чтобы занятия превращались в увлекательное времяпрепровождение. И когда это удаётся, то ученик получает двойное удовлетворение: и письмо улучшается, и сам процесс обучения превращается в удовольствие. На этом пути важно познакомить ребят с эстетикой письма. К этому относится и знакомство с историей письма, и использование красивых интересных инструментов.
Я стремлюсь к тому, чтобы после тренировочных упражнений ребята чувствовали волну, вектор письма, проникались структурой письма.
Это открывает возможность изучать любые почерки. В этом процесс каллиграфического письма схож с полётом птицы, которая после взлёта ловит течение ветра и продолжает планировать, долго получать от полёта большое удовольствие. А для усердных есть другой приятный момент. Когда много пишешь, то практика и опыт «каллиграфического полёта» позволяет самому менять вектор письма, линии движения. И тут начинается настоящее творчество и свобода!
С ребятами мы осваиваем любые виды письма, хотя в последние годы
у меня чаще получается преподавать острым пером Английский курсив
и Спенсериан. Их можно использовать и для улучшения почерка, и для композиций, которые всегда актуальны в поздравительных адресах, открытках, в свадебном и корпоративном дизайне. Это очень красивые виды письма, я бы сказал, музыкальные, так как вся красота строится
на правильной геометрии и контрасте тонких волосяных линий с нажимными штрихами.
В последний год наиболее важным стало для нас с ребятами увлечение флоришами, хотя не все мои ученики пока решаются в полную силу использовать приобретённые навыки, но всё равно когда заканчиваются тренировки палочек и кружочков, и когда мы начинаем писать то, что хотим и как хотим, то это нравится ребятам больше всего. Как раз после всех этих каждодневных тренировок и получается красиво то, что хотелось когда-то написать, нарисовать, но не получалось.
Художник шрифта В. В. Лазурский говорил: «Каллиграфия — музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу». А Альберт Энштейн — «Каллиграфия — гимнастика для мозга». Эти слова я могу только подтвердить, ведь каллиграфия воплощает в себе и красоту, и развитие. И каждый год моей работы всё больше убеждаюсь в этом.